В ходе выездного совещания, прошедшего в Тольятти на заводе АвтоВАЗа, глава правительства России Владимир Путин определил меры господдержки крупнейшего российского автопроизводителя.
В общей сложности правительство готово гарантировать Волжскому автозаводу кредиты на 115 млрд рублей.
После обсуждения российским правительством мер поддержки отечественного автопрома стало понятно, что традиционные шаги госпомощи не спасут АвтоВАЗ от долгов и кредиторов. В ходе совещания, прошедшего 30 марта, премьер-министр Владимир Путин пообещал Волжскому автозаводу кредит на 25 млрд рублей и гарантии от банков еще на 90 млрд рублей.
До 10 мая государство выделит госкорпорации "Ростехнологии" (владеет 25% акций АвтоВАЗа) 25 млрд руб., которая в свою очередь передаст их АвтоВАЗу в виде беспроцентной ссуды, объявил премьер. Ссуда выдается заводу на год, после чего, оценив ситуацию на предприятии, "Ростехнологии" могут продлить срок ссуды. Жестких сроков возврата нет. После того как АвтоВАЗ вернет деньги, "Ростехнологии" вовсе не обязаны отдавать их правительству, а могут потратить на другие проекты, которые определит государство, сообщают "Ведомости". Деньги на поддержку АвтоВАЗа могут быть выделены из финансового резерва (125 млрд руб.), который заложен в скорректированном бюджете на 2009 год.
Пока эти средства дойдут до пункта назначения, автозавод может частично рассчитаться с поставщиками с помощью кредита от ВТБ и Сбербанка на 8 млрд рублей, пообещал Путин. По данным источника, близкого к АвтоВАЗу, деньги привлекаются под гарантии "Ростехнологий" и по ставке около 18%. Долг предприятия перед поставщиками составляет 14 млрд.
Еще одним важным событием для Волжского автозавода стали гарантии на выделение дополнительных кредитов на сумму около 90 млрд рублей. В ближайшее время АвтоВАЗ и его акционеры должны подписать со Сбербанком, ВТБ и Газпромбанком меморандум о привлечении финансирования в размере указанной суммы на инвестпрограмму автопроизводства. По данным издания, программа рассчитана до 2013 года и включает в себя разработку новых моделей на платформах, выкупленных летом у Renault за 220 млн евро. В 2009 году эта программа потребует 22 млрд рублей. Переговоры с АвтоВАЗом подтвердил представитель ВТБ.
Беспрецедентная госпомощь в небывалых для российского рынка объемах вызвала оживление на рынках. За один день акции АвтоВАЗа на ММВБ взлетели на 28,55%, капитализация на 30% (до 15,53 млрд рублей).
Волжский автозавод стал единственной автомобильной компанией России, получившей такое внимание со стороны правительства. Все прочие автопроизводители остались с гораздо более скромными цифрами. Так, Путин пообещал "Группе ГАЗ" лишь 4 млрд рублей госгарантий и возможное увеличение госзакупок автомобильной техники Горьковского автозавода. ГАЗ попросил увеличить размер госзакупок на 9 млрд рублей. Напомним, что ГАЗ уже представил антикризисную программу, и уже к середине текущего года планирует выйти на безубыточный уровень.
"Соллерс" ранее получил одобрение правительства на запрос гарантий по кредитам на сумму 5 млрд рублей. Основным пунктом программы автопроизводителя было создание нового автосборочного предприятия на Дальнем Востоке, на которое и требуется финансирование. КамАЗу по итогам совещания было решено гарантировать кредиты на сумму 4,6 млрд рублей, вместо запрошенных ранее 10 млрд.
"АвтоВАЗ" создаст модели на базе европейских платформ. ОАО "АвтоВАЗ" планирует разрабатывать новые модели автомобилей на базе существующих платформ, созданных европейскими автопроизводителями. Об этом сообщил источник в руководстве компании, передает "Интерфакс".