На приморском заводе "Звезда" завершились подготовительные работы и начался процесс утилизации аварийной атомной подводной лодки К-431, сообщает РИА Новости.
Процесс распила подводной лодки будет проводиться при тщательном контроле радиационной обстановки, и в случае обнаружения угрозы заражения предприятия или близлежащих населенных пунктов работы будут полностью остановлены. Утилизация будет проводиться без выгрузки отработанного ядерного топлива.
Наиболее тщательный радиационный контроль будут проходить металлоконструкции, отделяемые от аварийной АПЛ. Они будут проверяться до демонтажа, после него и после загрузки на автотранспорт. Секции субмарины, не пригодные для переплавки, будут погружены на понтон и транспортированы в бухту Разбойник, где производится временное хранение блоков реакторных отсеков. Все работы по утилизации К-431 проводятся в соответствии с контрактом, заключенным в январе 2010 года между госкорпорацией "Росатом" и "Звездой".
В конце июля 2010 года аварийная подлодка была доставлена на завод "Звезда" с 30-го судоремонтного завода Министерства обороны России, на котором изначально планировалось провести утилизацию К-431. В начале июля сотрудники 30-го завода обнародовали коллективное письмо, в котором утверждали, что распил подлодки на предприятии представляет опасность для самого предприятия и близлежащего поселка. Руководство завода "Звезда" тогда заявило, что аварийная подлодка не представляет опасности, однако позже приняло решение не проводить утилизацию на 30-м заводе.
АПЛ К-431 была построена в 1965 году в Комсомольске-на-Амуре. Авария на подлодке произошла 10 августа 1985 года в бухте Чажма при перезагрузке ядерного топлива. Десять человек тогда погибли на месте происшествия, еще у десятерых была зафиксирована острая лучевая болезнь и у 39 - лучевая реакция. В общей сложности от радиации пострадали 239 человек. После аварии К-431 отправили на хранение в Павловск, где она дожидалась очереди на утилизацию.
Запущена система охлаждения АЭС. Началась подача морской воды в бассейн с отработавшим ядерным топливом на втором реакторе аварийной АЭС "Фукусима-1".
Россия отказалась возить нефть на АПЛ. Использование атомных подводных лодок для перевозки коммерческих грузов, например нефти или руды, нецелесообразно.
За пределами 20-км зоны "Фукусимы" начата эвакуация. В ряде населенных пунктов за пределами 20-километровой зоны вокруг аварийной АЭС "Фукусима-1" сегодня началась эвакуация населения в связи с рекомендацией правительства Японии.