В России в окончательной цене литра бензина порядка 60-70% составляют налоги.
Нет, наверное, ни одного политика, который не обвинял бы нефтяников в необоснованно высоких ценах на бензин. Говорят, что, мол, во многих нефтедобывающих странах цены на бензин существенно ниже, чем в России.
И действительно, в мире более двадцати стран, где правительство дотирует низкие цены на бензин. Более того, в некоторых странах горючее продается населению дешевле даже, чем сама нефть. Объяснение этому достаточно простое. Низкая цена достигается за счет значительных государственных субсидий.
Правительство таких стран проводит популистскую политику, дабы избежать серьезных общественных волнений. Люди там уже привыкли к низким ценам на топливо. Однако хотя дотации позволяют избежать социальных потрясений, властям этих государств довольно тяжело поддерживать постоянно растущий уровень дотаций. К примеру, в Иране даже пришлось вводить ограничения на продажу бензина.
Вне конкуренции, конечно же, Венесуэла. Там литр бензина стоит всего два цента (в пересчете на доллары). Еще в десяти странах, таких как Азербайджан, Тринидад и Тобаго, государство дотирует цены на топливо частично. Там стоимость бензина составляет порядка 50 центов. В подавляющем же числе стран бензин, напротив, не дотируется, а облагается налогами. Средняя стоимость литра там выше 80 центов. В России, к примеру, в среднем - 84 цента, а в Норвегии - 212.
Есть страны, где государство регулирует цены на бензин, но его стоимость выше, чем в России. В Китае - 111 центов, а в Индонезии и Мексике почти столько же, сколько и у нас, - 79 центов и 81 соответственно.
Не стоит забывать, что причина высоких российских цен на нефтепродукты кроется в том, что в нашей стране вся налоговая система привязана к мировым ценам на нефть. При этом в России, в отличие от многих других нефтедобывающих стран, отсутствует механизм, позволяющий государству дотировать розничные цены на бензин и поддерживать их на социально приемлемом уровне.
В России в окончательной цене литра бензина порядка 60-70% составляют налоги. Если их убрать, то вполне вероятно, что на наших АЗС могут появиться ценники и в 10 руб. за литр. Но проблема (и об этом почему-то очень редко говорят политики и чиновники) в том, что более 50% доходной части бюджета составляют поступления от нефтегазовой отрасли.
Доходная часть российской казны в 2011 году составляет около 9 трлн руб. Готовы ли мы расстаться с половиной доходов госбюджета, чтобы не корить нефтяников за высокие цены на топливо? Безусловно, есть за что упрекнуть и нефтяников. Но пока что нам остается констатировать только одно: зависимость нашего бюджета от так называемой нефтяной иглы более чем велика. И кстати, вы знаете, что с 1 января опять будет увеличен акциз на бензин, а это значит, что стоимость топлива вырастет в среднем еще на 2 рубля.
В Южной Осетии закончился бензин. Поставки бензина в Южную Осетию прекращены, в связи с чем возник серьезный дефицит на этот вид топлива. Об этом во вторник сообщает агентство "Интерфакс".