Приписываемую Леонардо "Битву при Ангьяри" вернули итальянцам
В Квиринальском дворце, официальной резиденции президента Италии, 28 ноября выставили картину, изображающую центральную сцену из утерянной фрески Леонардо да Винчи "Битва при Ангьяри". На официально сайте дворца сообщается, что "Доска Дориа" (Tavola Doria) будет экспонироваться до 13 января.
Произведение, которые некоторые специалисты приписывают самому Леонардо, вернулось в Италию впервые с 1940 года, тогда оно было продано на черном рынке. Долгое время о картине ничего не было известно, однако в 1990-х годах, как сообщается в блоге ArtsBeat, она всплыла в Японии.
Ее последним владельцем является токийский художественный музей (The Tokyo Fuji Art Museum), который после запроса итальянских властей согласился вернуть картину на родину, так как она покинула страну нелегально. Согласно договору между властями обеих стран, Токио и Рим будут делить работу на протяжении 26 лет (два года картина будет в Италии, четыре - в Японии).
После выставки в Риме картина отправится во Флоренцию. Итальянские исследователи также сообщили о намерении проверить подлинность произведения и попытаться определить автора. Некоторые склоняются к том, что ее мог написать не Леонардо, а неизвестный тосканский художник XVI века.
"Доска Дориа" получила имя в честь своего владельца Дориа, которому она принадлежала до 1651 года.
"Битва при Ангьяри" была написана да Винчи в Палаццо Веккьо по заказу флорентийских правителей в 1503-1506 годах. Фреску Леонардо можно было видеть в "Зале пятисот" еще в 1565 году, однако затем она была уничтожена, но по каким причинам неизвестно. Некоторые искусствоведы предполагают, что фреска может быть скрыта под батальной работой "Битва при Марчиано" кисти Джорджо Вазари, художника и историка искусства XVI века. В 2006 году итальянские власти разрешили вести поиски утраченной фрески Леонардо, однако в 2011 году общественность попросила не портить работу Вазари. Тем не менее в марте 2012 года исследователи сообщили, что нашли под его работой следы черной краски. По их словам, обнаруженный пигмент соответствовал тому, что использовался при создании "Моны Лизы".