Для европейского средневековья характерно двойственное отношение к сексу. Официальная христианская мораль в принципе антисексуальна: всё телесное она считает низменным и греховным, видя идеал в полном воздержании; даже в браке секс допускается только ради продолжения рода.
Однако на бытовом уровне средневековая культура была весьма терпима к сексуальности, видя в ней нормальный и естественный аспект человеческого бытия, свободно обсуждавшийся в быту и светском искусстве.
Раннебуржуазное общество внесло существенные коррективы в эти установки. В противовес церковному аскетизму, гуманисты реабилитируют право человека на чувственное наслаждение, и эротика снова занимает место в официальной `высокой` культуре.
Но вслед за тем религиозная пуританская мораль создаёт систему антисексуальных установок, в свете которых секс предстаёт не только греховным, но и несовместимым с самореализацией личности в сфере труда и накопления богатства. В жизни по принципу `делу - время, потехе - час` для сексуальности не находится места, она снова запрещается как нечто постыдное. Противопоставление `возвышенной` любви `низменному`, `животному` половому влечению просто пронизывает медико-педагогическую литературу 18-19 вв.
Если античные авторы стремились научить человека наслаждаться, то педагоги того времени озабочены главным образом тем, как ослабить половое влечение, оттянуть начало половой жизни. Мораль полового воздержания формулируется при этом в тех же выражениях, что и буржуазные принципы экономии, накопления, самоконтроля. Стремление возвысить человека и культуру, подкрепленное цензурной политикой (многие классические произведения литературы и искусства в то время считались `непристойными`), увеличивает разрыв между моральным сознанием общества и реальным поведением людей. Секс ассоциировывался с чувством вины, уходил в `подполье`. Особенно тяжёлым было положение женщин, которых викторианская философия считала в принципе асексуальными, лишёнными половых потребностей.
Но секс можно сравнить с той силой, которая заставляет маргаритку прорастать сквозь бетон, а корни деревьев - преодолевать крепкий фундамент и разрушать дом. И нельзя пытаться подавлять эту силу, сдерживать ее развитие - она будет рваться наружу, сметая все преграды или приобретая странные, порой уродливые формы.
Поэтому эти установки способствовали распространению фригидности у женщин, а для мужчин холодность официального буржуазного брака компенсировалась узаконенной проституцией. Развитие общества, процесс необратимый, и вскоре произошел кризис буржуазной системы ценностей. Помимо этого возросла независимость молодёжи от родителей в городской среде, произошло ускорение полового созревания подростков в связи с акселерацией, появились первые ростки эмансипации, ослабла традиционная религиозная мораль, появились научная сексология и эффективные контрацептивы, позволяющие избежать нежелательной беременности, - всё это вместе взятое, вызвало значительные сдвиги в сторону либерализации половой морали. В реальных исторических культурах секс либо возвеличивался вплоть до освящения, либо принижался и прятался как нечто весьма греховное - на эту полярность мы уже обращали внимание. Но, похоже, что когда эти два полюса сталкиваются, положительные и отрицательные ценности как бы взаимно уничтожаются, аннигилируют. И вот уже множество средств массовой информации (особенно в США во главе с "Плэйбоем") гордо провозгласили девиз: Sex is fun - "секс - это удовольствие". Так давайте же остановимся на этом!
|