Опыт человечества, как правило, не исчезает бесследно. Мы имеем возможность, разумеется, с определенной долей допущения, восстановить картину жизни доисторических людей, изучая следы, оставшиеся в обычаях, нравах и поведении людей.
История - это череда актов разрушения и созидания, однако созидание осуществляется на основе разрушения. Прошлое никогда не уходит целиком и полностью в небытие.
В самых разных сферах жизни можно обнаружить элементы, странным образом сопротивляющиеся законам эволюции. Европа XVIII столетия представляла собой причудливую мозаику княжеств, герцогств, крошечных республик и свободных городов... В XIX веке на их месте возникли крупные государства, и тем не менее при этом сохранились два княжества, две республики и одно великое герцогство.
В 1939 и 1942 годах ученые-естествоиспытатели выловили в водах океана в районе мыса Доброй Надежды и Коморских островов живое ископаемое рыбу, принадлежавшую к роду, последние представители которого вымерли много миллионов лет назад.
Следы прошлого являются живым свидетельством реалий глубокой древности. Они играют принципиально важную роль в нашей методике исследований. Именно поэтому мы уделяем такое внимание явлениям, все еще актуальным и в то же время исключительным, в попытках представить себе то, что некогда было совершенно обычным.
История человечества может быть реконструирована лишь в том случае, если она будет изучаться с самого начала. Мы последуем за мадам Паини, установившей дату появления если еще не человека, то его непосредственного предшественника, где-то около ста миллионов лет назад. Достаточно хорошо известен исторический период последних десяти тысяч лет, а от предшествующего, равного ему по продолжительности, сохранились кое-какие материальные свидетельства. Затем в глубь истории следуют двести тысяч лет, отмеченные некоторыми вехами, и еще двести миллионов лет, о которых мы время от времени добываем весьма туманные сведения. Далее - время, покрытое для нас непроницаемым мраком.
Читатель может отвергать наши гипотезы, но он должен согласиться с тем, что попытки интерпретации ритуалов в свете теории условных рефлексов и воссоздания истории человечества на основе изучения ритуалов являются вполне оправданными.
В человеческом подсознании таится ностальгия по древним временам первобытных племен и их ритуалов - миру далеких предков, живописному сочетанию причудливых образов и ритмов, глубоко волнующих и чарующих современного человека.
|