ВЫВОДЫ
1. Половая самоидентификация обычно формируется в процессе взаимодействия биологических и психосоциальных факторов в течение первых лет жизни.
2. Эрекция возникает уже на последних месяцах развития плода. Этот факт свидетельствует о врожденной природе сексуальности, которая проявляется с самого начала жизни. Уже на первом году жизни дети могут дотрагиваться до наружных половых органов, реагируя на такую самостимуляцию звуками и улыбками, выражающими удовольствие.
3. Большинство детей проявляют большой интерес ко всему, что связано с сексуальностью, и рано или поздно вовлекаются в сексуальные игры с другими детьми (к числу таких игр относятся контакты между детьми одного пола и сексуальные контакты между детьми в одной семье). Многих родителей это пугает, однако такие игры вряд ли могут принести вред детям, если не содержат элемента принуждения.
4. Многие сексологи отвергают концепцию Фрейда о наличии стадии латентной сексуальности в позднем периоде детства. Их точ ка зрения основана на данных культурологических исследований, которые показали, что частота сексуальных игр возрастает по мере превращения ребенка в подростка.
5. Хотя многие родители полагают, что половое воспитание это доведение до ребенка определенной информации в виде лекций; оно на самом деле представляет собой непрерывный процесс, который во многом определяется примером родителей, их реакцией на проявления сексуальности растущего ребенка и, конечно, характером получаемой информации. Половое воспитание в семье - важный инструмент, с помощью которого родители могут направить развитие детей в определенное русло, заложив тем самым основы сознательного полового поведения подростков.
Вопросы для размышления
1. Фрейд утверждал, что у маленького ребенка есть ощущение сексуального обладания родителем противоположного пола, и он испытывает чувство соперничества по отношению к родителю одного с ним пола. Согласны ли вы с этим? Приходилось ли вам наблюдать детей, ведущих себя подобным образом? Фрейл считал также, что девочки испытывают чувство зависти и неполноценности, когда узнают, что у мальчиков есть половой член. Что вы думаете по этому поводу?
2. Как должны вести себя родители, узнав, что их дети играют в "доктора" или участвуют в сексуальных контактах со сверстниками? Как вы рассматриваете ситуацию, когда партнерами по таким "сомнительным" играм являются братья и/или сестры? Должна ли в этом случае меняться реакция родителей?
3. Эрик Берне, создатель "Transactional Analysis", следующим образом высказался по поводу обучения детей правилам туалета: "Ангел в ванной становится дьяволом в спальне". Что он имел в виду? Какие ошибки делают родители, обучая детей правилам туалета и как их можно избежать?
4. Ребенок испытывает сексуальное удовольствие и даже может мастурбировать до наступления оргазма. Что по вашему мнению означает этот факт? Как должны реагировать родители, если ребенок выражает крайнее раздражение при попытках прервать мастурбацию или если такая самостимуляция имеет место по нескольку раз в день. 5. Многие родители пытаются воспитывать дочь или сына как будто не существует лиц другого пола. Можно ли и надо ли это делать? Иными словами, идет ли на пользу ребенку, если родители отвращают его или ее от исполнения половой роли, предписываемой культурной традицией?
6 Можно ли рассказывать ребенку лишнее о сексе в ответ на его вопросы? Следует ли отвечать на все вопросы или есть вещи, о которых детям не следует знать, пока они не вырастут?
|