Другой пример. Маленькие дети часто ласкают себя в самые неподходящие для родителей моменты. Надо быть заранее готовыми к таким ситуациям. К примеру, вы пришли в магазин, а маленькая Сузи задирает платье и начинает тереть себя между ног. Вместо того, чтобы восклицать: "Не надо, не делай этого", лучше дайте ей в руку пакет и попросите нести его. Отрывая таким способом ребенка от неприличного по социальным меркам занятия, вы заставите его изменить поведение, не акцентируя на нем внимание и не создавая впечатления, что вы недовольны им.
К четырехлетнему возрасту большинство детей, воспитываемых в современном обществе, начинает задавать вопросы о том, откуда берутся дети и как они рождаются. Некоторые родители дают самое естественное объяснение, тогда как другие испытывают неловкость и стараются избежать разговора на эту тему. Дети очень хорошо улавливают, что вызывает беспокойство у матери или отца, и перестают задавать вопросы либо, напротив, засыпают ими обоих родителей, чтобы привести их в еще большее замешательство. Четырехлетки, как правило, имеют весьма расплывчатое представление о поле, иногда вкладывая в это понятие некий магический смысл. Многие верят, что "детей приносит аист" и не продолжают расспросы. Другие же, получив более точное объяснение фактов, касающихся репродукции, интерпретируют их самым неожиданным образом. К примеру, четырехлетние дети обычно представляют себе, что материнское яйцо, из которого вырастает ребенок, ничем не отличается от тех, что десятками продаются в магазине. Когда таким детям говорят, что "папа сеет семячко в живот мамы", пытаясь объяснить, как происходит зачатие и наступает беременность, они убеждены, что в животе матери имеется кусочек земли, который надо периодически поливать и пропалывать, чтобы росли дети. Такой взгляд на половые явления отражает конкретный, буквальный образ мыслей четырехлеток относительно окружающего мира в целом.
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Реакция ребенка на наготу родителей и сон в их постели
Многие специалисты высказывали предположения о возможных негативных последствиях обнажения родителей в присутствии ребенка и/или его сна в одной с ними постели, однако до последнего времени эти предположения основывались главным образом не на фактах, а на умозаключениях. Новейшие исследования, направленные на выяснение роли такого опыта в формировании сексуальности взрослого человека, проливают свет на этот вопрос. В 1988 г. Льюис и Джанда (Lewis, Janda, 1988) провели письменный опрос, касающийся проявлений детской сексуальности среди 77 мужчин и 133 женщин - студентов психологических факультетов. В результате была получена информация: 1) о частоте сна вместе с родителями в возрасте от 0 до 5 лет и между 6 и 11 годами, 2) о случаях наблюдения обнаженных родителей или других взрослых в возрасте от 0 до 5 лет и от 6 до 11 лет, 3) об отношении родителей к проявлениям сексуальности детей, 4) о том, насколько свободно опрашиваемые чувствовали себя при разговорах о сексе с родителями, 5) их мнение о степени дискомфорта родителей при обсуждении с ними половых вопросов. Опрашиваемые должны были также ответить на вопросы относительно их текущих сексуальных отношений и поведения.
Исследование не выявило фактов, свидетельствующих об отрицательном влиянии вида наготы родителей на формирование сексуальности их детей. Напротив, мальчики, видевшие своих родителей обнаженными, легче устанавливали физические контакты и привязанности, когда становились молодыми людьми. Если такой опыт имел место в возрасте от 6 до 11 лет, единственным последствием была склонность к вступлению в случайные половые отношения. Маленькие девочки, наблюдавшие своих родителей обнаженными, становясь взрослыми, характеризовались повышенной сексуальностью по сравнению со сверстницами; какие-либо трудности при сексуальном общении у них не возникали. Если девочки видели наготу родителей в возрасте 6-11 лет, то, как и у мальчиков этого возраста, единственным следствием была склонность к ранним половым связям, хотя достоверность этих данных вызывает сомнение.
|