Рассказ о сексуальности подростков мы хотим предварить коротким анекдотом, который довольно точно отражает суть проблемы.
Отец: `Мне кажется пришло время поговорить о сексе" Сын: "Конечно, папа. Что бы ты хотел узнать?"
Заметим, однако, что эта шутка не совсем верна: на самом деле подростки не знают всего, что им нужно знать о сексе, хотя многие из них ведут себя так, словно знают все. Более того, располагая неполной, недостоверной и неправильно понятой информацией, многие подростки чувствуют себя неловко, когда дело доходит до секса. Четырнадцатилетний подросток может переживать от того, что не умеет целоваться взасос, шестнадцатилетних подростков беспокоит вопрос, как приступить к половому акту, почти всех волнует мысль: "Нормальна ли моя половая жизнь?" Под рассчитанной на окружающих позой искушенного в сексе человека подросток нередко скрывает собственную тревогу и неуверенность. В процессе формирования сексуальности подросток задумывается над множеством вопросов и решает вполне конкретные проблемы:
1. он хочет знать, как меняется его внешность по мере взросления, как он выглядит в глазах окружающих и каков он на самом деле; 2. он познает собственное тело, его половые потребности и реакции; 3. у него формируется представление о самом себе как о существе определенного пола, он начинает играть свою половую роль, приобретает уверенность в правильности собственной половой ориентации; 4. он учится любить и вступать в интимные отношения; 5. у него формируется собственная система сексуальных ценностей.
При обсуждении всех этих проблем следует помнить, что нет одинаковых подростков. Выводы из наблюдений за сексуальностью 13-летней девочки неприменимы к 17 или 18-летним девушкам. Больше того, 13-летние подростки тоже разные. Отличаясь по степени физической зрелости, они точно так же отличаются по степени эмоционального развития. Подростки, принадлежащие к разным социальным слоям (или даже к одному слою, но живущие в разных городах), зачастую подвержены влиянию совершенно разных культурных традиций и представлений. В сочетании с другими факторами (социально-экономическими и религиозными), а также той или иной моделью половой роли, это обусловливает специфический характер проявления и выражения формирующейся сексуальности. |